В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
В структуре отраслевой принадлежности объектов, получивших заключение экспертизы проектной документации, объекты ТЭК занимают значительную часть – около 30%. В целях успешного проведения экспертной оценки проектной документации важно рассказать об основных изменениях в нормативных актах и требованиях к обеспечению антитеррористической защищенности этих объектов.
В данной статье поговорим об изменениях, внесенных в Положение о составе разделов проектной документации, в федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», изменениях в части требований транспортной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 г. № 963 в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее – Положение) внесен ряд изменений.
Что следует учесть при подготовке проектной документации в первую очередь?
Необходимо учесть, что изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 27.05.2022 № 963, не применяются при подготовке проектной документации, если задание застройщика или технического заказчика на проектирование, предусматривающее подготовку данной документации, утверждено до 1 сентября 2022 г. Таким образом, если задание застройщика или технического заказчика на проектирование утверждено до 1 сентября 2022 г., используем предыдущую редакцию Положения, если после 1 сентября 2022 г. – используем Положение с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 27.05.2022 г. № 963. При этом объем представляемых проектных решений в части мероприятий и технических решений по антитеррористической защищенности не изменился.
Антитеррористическая защищенность
При проектировании решений антитеррористической защищенности следует учесть следующие изменения в составе и содержании проектной документации.
Теперь п. 3 Положения явным образом требует совместимости принятых в проектной документации технических и иных решений. Для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения дополнительно появились:
Для строительства линейных объектов или на отдельные этапы строительства линейных объектов появился раздел 8 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации линейного объекта».
Отдельно в Положении указывается, что разделы проектной документации разрабатываются в объеме материалов, содержащих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения в том числе требований антитеррористической защищенности объектов. В состав проектной документации могут включаться иные разделы и материалы, если это определено в задании на проектирование.
Проектные решения п(3)), описание и обоснование проектных решений при реализации требований, предусмотренных ст. 8 федерального закона «О транспортной безопасности», и ф) схемы, предусмотренные подпунктами «б» – «г», «е» и «з» п. 6 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2418 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства», разрабатываются в разделе 6 «Технологические решения».
Раздел 7 «Проект организации строительства»
Содержит: подпункт т(1)) описание проектных решений и мероприятий по охране объектов в период строительства, реконструкции, капитального ремонта, который теперь распространяется на реконструкцию и капитальный ремонт.
Проектные решения:
к) описание мероприятий и обоснование проектных решений, направленных на предотвращение несанкционированного доступа на объект физических лиц, транспортных средств и грузов, диких животных – для объектов производственного назначения;
л) описание технических средств и обоснование проектных решений, направленных на обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов, – для зданий, строений, сооружений социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых, согласно заданию на проектирование, предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима;
м) схемы расположения технических средств и устройств, предусмотренных проектными решениями, указанными в подпунктах «к» и «л» настоящего пункта, теперь разрабатываются в разделе 10 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».
Раздел 13 «Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»
Теперь явно содержит требования по разработке мероприятий по противодействию терроризму для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности в подпункте б.1.
Для линейных объектов раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»
Содержит: подпункты м(1)) описание и обоснование проектных решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 федерального закона «О транспортной безопасности», х(1)) схемы, предусмотренные подпунктами «б» – «г», «е» и «з» п. 6 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2418 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства».
Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»
Содержит: в) сведения о проектной документации, применяемой при проектировании зданий и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта.
Раздел 5 «Проект организации строительства»
Содержит: н(1)) описание проектных решений и мероприятий по реализации требований, предусмотренных пунктом 8 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. № 29 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Объекты ТЭК и требования транспортной безопасности
Для многих объектов ТЭК, использующих для транспортной логистики железнодорожный или водный транспорт, с 1 марта 2023 г. возникнет необходимость выполнять требования транспортной безопасности, определенные федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» для участков необщего пользования, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности (подпункт в) пункта 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442), а также для зданий, сооружений и помещений, в том числе гидротехнических, для обслуживания транспортных средств внутреннего водного транспорта, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности, на перевозку которых требуется специальное разрешение, в составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях (подпункт в) пункта 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1442), в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 341 «Об утверждении перечня видов грузов повышенной опасности».
К таким грузам повышенной опасности относятся, например, бензины, другие нефтепродукты в соответствии с перечнем.
Об объектах транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов ТЭК
При проектировании объектов ТЭК также вызывает вопрос применение требований ст. 6 федерального закона от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в части объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающих их функционирование (ч. 2 ст. 6).
При применении этой нормы необходимо учитывать требования ч. 4 ст. 6 о том, что особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, от актов незаконного вмешательства могут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Значение предпроектных этапов разработки проектной документации
Еще хотелось бы отметить влияние на конечный результат разработки проектной документации предпроектных этапов. В процессе проведения экспертизы видно, что результат проектных работ зависит от качества предпроектной подготовки и ее продукта – технического задания на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта ТЭК. Наиболее проработанная проектная документация представляется в тех случаях, когда заказчиком был проведен полный цикл предпроектной подготовки и наиболее подробно указаны требования проектной организации на проектирование. В этом случае, как правило, при рассмотрении проектной документации отсутствуют критичные замечания, а выявляемые несоответствия легко устранимы в короткие сроки проектной организацией в период проведения государственной экспертизы.
Новые вызовы для безопасности объектов ТЭК
В заключение необходимо сказать о том, что события прошедшего 2022 г. доказали необходимость выполнения работ по антитеррористической защите объектов ТЭК и поставили перед нами новые вызовы. Необходимо уточнять модель нарушителя. Необходимо корректировать нормативно-правовые акты в области антитеррористической защиты, в том числе и объектов ТЭК.
Легкодоступность новых технических средств для совершения несанкционированных действий, таких как беспилотные летательные аппараты и другие, требуют от нас ответных действий, нейтрализующих эти угрозы. Эксперты будут применять эти изменения в нормативно-правовых актах по мере их принятия для более полного соответствия разработанных проектных решений современным вызовам.