В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
Через перевал Чегетджара в Кабардино-Балкарии проходит старая, практически заброшенная дорога. Она ведет из Черекского в Хуламо-Безенгийское ущелье и связывает села Верхняя Балкария и Безенги. Это одна из самых сложных дорог Северного Кавказа, проехать по которой решается не каждый автолюбитель. Ведь Чегетджара – единственный перевал в России, который лежит на высоте более трех тысяч метров.
Когда-то этот путь был скотогонной тропой, - одной из многих, которыми обвиты живописные горы Кавказа. Но в середине XX века вблизи горы Чегетжара началась разработка залежей полиметаллических руд, и для того, чтобы мог пройти транспорт, здесь пробили грунтовую дорогу. Однако рудники находились на высоте 2,5 тыс. метров, обслуживать их было крайне сложно, особенно зимой, поэтому вскоре производство пришло в упадок и было заброшено, как и связывающая ущелья дорога.
Сегодня самый высокий перевал в России используют разве что местные чабаны, которые хотят сократить путь из одного села в другое. На своих ГАЗ-66 они могли бы добраться и по асфальтированной окружной дороге, но это лишние 60 км. Также перевал востребован у туристов-экстремалов, жаждущих острых ощущений. Преодолеть серпантин можно только на автомобиле с полным приводом в теплое время года. Снег здесь тает только к июню, но и в самый знойный день лета может неожиданно хлынуть дождь с мокрым снегом. Круглый год Чегетджару и проходящую через перевал дорогу настигают ливни и сели, что делает трассу еще более непредсказуемой.
При движении из Верхней Балкарии дорога идет вверх вдоль стремительной речки Чайнашки, после 2000 метров сужается и проходит через высокогорное плато, где находится болото, которое поглощает и размывает путь. Для автолюбителей это практически слепая зона. Они вынуждены искать траекторию и варианты объезда сложных участков по наитию.
В самый неожиданный момент мимо автомобиля могут с оглушительным ревом пронестись домашние яки. Если погода позволит, и водитель решится отвлечься от выстраивания маршрута, не боясь перевернуться во время маневров по осыпающимся склонам и размытой почве, он сможет полюбоваться завораживающими видами главного Кавказского Хребта. А в какой-то момент, когда дорога станет совсем трудной, – сделать привал или пройтись с рюкзаком по окрестностям Чегетджары: полюбоваться панорамой ледника Герта, рекой Думалой, озером Гийбашкель, разглядеть руины промышленных строений. Блуждать здесь можно не одни день, но следует быть осторожным: из-за большой высоты и разряженного воздуха становится трудно дышать и болит голова. А ведь экстремальный маршрут пройден только наполовину и впереди еще немало приключений.*
*Информация подготовлена на основе открытых источников.