В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
По указу Сената от 6 ноября (17 н. с.) 1757 года в России была основана Императорская Академия художеств. Инициаторами создания «особой трех знатнейших художеств академии» были Иван Шувалов и Михаил Ломоносов. Под «знатнейшими художествами» понимались живопись, ваяние и зодчество. Так была заложена основа профессионального архитектурно-художественного образования в нашей стране. И так сложилось, что местом рождения Академии «трех знатнейших художеств» формально были назначены обе столицы одновременно.
Сенат принял решение «означенную Академию художеств здесь в Санкт-Петербурге учредить». Но первые годы, с 1757 по 1763, Академия была структурно подчинена Московскому Императорскому университету, поскольку попечителем обоих вузов был граф Шувалов. Так как средства на ее содержание в казну университета отпускались весьма скудные по тем временам, всего 6 тысяч в год, то учебные классы размещались поначалу в особняке Шувалова на Итальянской улице в Санкт-Петербурге. При этом уже с 1760 года лучшим выпускникам Академии из казны назначался особый «пенсион» для стажировки за границей, прежде всего, в Италии и Франции, для повышения мастерства в классических направлениях живописи, скульптуры и архитектуры. Таких стажеров называли «пенсионерами» Академии художеств. Первыми из них в 1760 году стали зодчий Василий Иванович Баженов и живописец Антон Павлович Лосенко, основатель русской школы исторической живописи.
При Екатерине II, начиная с 1764 года, бюджет Академии художеств был увеличен в 10 раз и составил 60 тысяч рублей в год. С этого времени началось формирование собственного архитектурного комплекса академических зданий на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, и этот процесс продлится около полутора столетия.
Примечательно, что первый проект главного здания Академии художеств
на Университетской набережной разработал ее первый профессор по классу архитектуры Ж.Б. Валлен-Деламот (1729-1800). Над интерьерами главного здания работал зодчий К.А. Тон (1794-1881). Позднее, в 1832-1834 годы, Тон завершит и оформление ансамбля Академии художеств со стороны Невы с древнеегипетскими сфинксами, которые вместе с парадным фасадом самой Академии на набережной станут одним из самых узнаваемых архитектурных символов Санкт-Петербурга.
На рубеже XVIII-XIX веков созданием новых академических зданий на Васильевском острове занимался архитектор А. Д. Захаров. Он же разработал и первый проект литейной мастерской при Академии, где 5 августа 1816 года состоялась историческая церемония отливки бронзового памятника Минину и Пожарскому.
Проектирование собственного здания Академии художеств в Москве начиналось практически одновременно с созданием ее архитектурного ансамбля в Санкт-Петербурге. Автором московского проекта стал французский архитектор Ж.Б. Блондель. Но его план остался нереализованным, поскольку власти приняли решение полностью перевести Академию художеств из Москвы в Санкт-Петербург. Там она оставалась на своем месте вплоть до 1917 года.
При новом советском строе альма-матер многих выдающихся русских художников и архитекторов пережила несколько закрытий и возрождений. Так, в 1932 году была восстановлена деятельность Академии художеств в Ленинграде, а в 1947 году учреждена самостоятельная Академия художеств СССР в Москве. Ее преемником стала Российская академия художеств (РАХ), которая тем не менее ведет отсчет своей истории с основания в 1757 году Императорской Академии трех знатнейших художеств.
Таким образом, свое 265-летие Академии в обоих столицах будут отмечать 17 ноября. Юбилею посвящена большая программа выставок и научных конференций. Так, уже 14 и 15 ноября в Белом зале Морозовского особняка на Пречистенке, 21, где размещаются президиум и выставочные залы РАХ, пройдет международная научная конференция «Российская академия художеств в контексте современных художественных процессов».
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС