В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
Пока по всей стране продолжаются
грандиозные празднования 350-летнего юбилея Петра I, предлагаем проникнуться духом Петровского барокко – стиля в архитектуре, лично одобренного Великим императором и широко используемого при проектировании первых зданий в Петербурге.
Само слово «барокко» в переводе с итальянского языка означает «причудливый» или даже «странный». Торжественность формы в данном случае удачно сочетается с глубиной содержания, демонстрируя окружающий мир во всем его многообразии, целостности, но в то же время переменчивости.
Петровское барокко, которое условно можно ограничить 1697-1730 годами, - это соединение в архитектуре особенностей российского зодчества и западноевропейской школы. Какие же его отличительные черты?
Прежде всего, при всей неповторимости стиля – это простота и практичность архитектурных форм. Сооружения, как правило, имеют красно-белые фасады и плоскостный декор. Делается акцент на центр здания, в украшении присутствует сдержанность, также отмечается цветовая многоликость и оформление окон в виде арок.
Яркий пример Петровского барокко – Петропавловский собор. Он находится в Петропавловской крепости, с которой, как считается, начинался
город на Неве. Его возвели в 1712 году на месте деревянной церкви с таким же названием. Долгое время собор считался самым высоким зданием в России. Теперь это почетное звание имеет питерский «Лахта Центр», проектную-документацию по которому в свое время одобрили эксперты Главгосэкспертизы России.
Считается, что эскиз Петропавловского собора сделал сам Петр I под впечатлением от архитектурных решений, увиденных во время Великого посольства 1697-1698 годов.
Строительство Петропавловского собора началось с колокольни. Ее высота составила 122,5 м. Внешний облик самого собора довольно сильно отличается от привычных православных храмов: вытянутое в плане прямоугольное здание с весьма сдержанным убранством фасадов. В их оформлении используются только пилястры и наличники с херувимами.
Еще один собор, выполненный в духе Петровского барокко, хоть уже и после смерти Великого императора – Сампсониевский. Первоначально на его месте Петр I также заложил одноименную церковь. Ее построили в честь победы в Полтавской битве, которая пришлась на день Святого Сампсона. Перестраивать церковь в собор начали уже после смерти императора, в 1728 году, а все работы завершили спустя несколько десятилетий.
Его архитектурный ансамбль состоит из главного храма и примыкающей к нему с западной стороны трапезной с двумя приделами. С юга и севера расположены открытые галереи. Они как бы продолжают плоскость стен трапезной.
Стены собора окрашены в голубой цвет, а элементы декора, такие как пилястры, наличники и карнизы, – белоснежные. Четырехскатная крыша храма завершается восьмигранным барабаном с пятью темно-синими куполами.
Внешнее убранство Сампсониевского собора довольно скромно: фасады отделены лопатками, на наличниках окон – довольно простой рисунок. Основная часть его колокольни выполнена в европейском духе, однако здесь наблюдаются элементы и древнерусского зодчества: архаичный каменный шатер с главкой в форме луковицы и слуховыми окнами.
И, конечно, говоря о Петровском барокко, нельзя не вспомнить Меншиковский дворец – первое каменное здание Санкт-Петербурга. Его строили для первого генерал-губернатора Александра Меншикова. По задумке, здесь приближенный императора мог жить и решать служебные вопросы.
Строительство каменных палат ансамбля началось в 1710 году по проекту Джованни Марио Фонтана – итальянского архитектора, работавшего в стиле барокко.
В 1712 году Санкт-Петербург провозглашается новой столицей России. В это время Петр I решает, что центром города должен стать Васильевский остров, вследствие чего меняются замыслы относительно и Меншиковского дворца.
Изменился и главный архитектор проекта – теперь строительством руководил Иоганн Готфрид Шедель. На тот момент дворец состоял из центрального корпуса и двух флигелей. Немецкий архитектор расширил его за счет северного и западного корпусов. Уже к 1714 году большинство работ было завершено, но отделкой интерьеров занимались вплоть до 1727 года. Фасады дворца были декорированы пилястрами с резными капителями, междуэтажными тягами и оконными наличниками, украшенными довольно простым рисунком.
После ссылки Меншикова дворец перешел в государственную казну, и там разместился Сухопутный шляхетский корпус. Здание снова подвергли перестройке. Изначальный облик ему вернули лишь в ходе масштабных реставрационных работ 70-80-х годов XX века.
После смерти Великого императора Петровское барокко было популярно еще какое-то время, а затем уступило место другому направлению. Но оно до сих пор продолжает свою «жизнь» в именитых постройках Санкт-Петербурга. Помимо вышеупомянутых сооружений, к нему с уверенностью можно отнести Здание Двенадцати коллегий, Палаты Кикина, Кунтскамеру и другие. Петровское барокко – это поистине уникальный стиль, который сочетает в себе лучшие практики западного зодчества и национальные черты.*
*Информация подготовлена на основе открытых источников.
Фото: Петр Ковалев/ТАСС